Банк России одолжил 160 млрд рублей
08.01.2019

Центробанк загасил нехватку рублевой ликвидности.


Депутаты поддержали ужесточение цензуры в интернете
04.01.2019

Комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции проголосовал за.


Руслан Ростовцев засветился в молдавском ландромате
30.12.2018

Молдавский ландромат – так называется знамений транзит по незаконному вывозу капиталов из России за рубеж. Об этой схеме СМИ много писали, а недавно появилась информация об активном задействовании в ландромате угольного магната, бывшего чиновника департамента Москвы Руслана Ростовцева.


И снова о больших победах
29.12.2018

Российская экономика поставила в уходящем году десять рекордов. Пусть либеральные экономисты говорят о трудностях и провалах, зато РИА Новости брызжет позитивом.


ВКонтакте рассказала о самых популярных темах
28.12.2018

Их чаще всего обсуждали в публичных записях и комментариях с января по декабрь 2018 года.


С Восточного проведут последний в 2018 году космический пуск
28.12.2018

Будет запущена ракета-носитель "Союз-2.1а".


Промсвязьбанк сбросил Грин Мама с поезда
28.12.2018

10 декабря Савеловский суд Москвы вынес положительное решение по иску «Промсвязьбанка» к Ирине и Олегу Насобиным, основателям косметической марки "Грин Мама" (Green Mama).


Путин 27 декабря на Госсовете подведет итоги Года волонтера
27.12.2018

Президент России Владимир Путин примет участие в заседании госсовета.


Дело союзного государства сдвинулось с мертвой точки
27.12.2018

Рабочая группа должна будет выработать дорожную карту.


Путин назвал приоритетную задачу правительства на пять лет
26.12.2018

Это реализация национальных проектов.


Стоимость нефти Brent упала
26.12.2018

Так низко она не котировалась с сентября 2017 года. 


Готовились к «войне» как могли
25.12.2018

Клинцевич прокомментировал дебош ВСУ на границе с Крымом.


«Останкино» подал иски к «Первому каналу» на 164 млн руб.
25.12.2018

ФГУП через суд требует вернуть накопленные долги. 


Рубль в 2018 году потерял почти 20% стоимости
24.12.2018

Это произошло из-за ввода западных санкций и угрозы новых.


Прошла пресс-конференция Путина
24.12.2018

Она состоялась в московском Центре международной торговли.


Россияне скучают по СССР
21.12.2018

Число россиян, сожалеющих о распаде СССР, достигло максимума за последние 10 лет.


Новые реформы Путина могут стоить 20 млрд рублей

21.03.2018

Экономисты Росбанка подсчитали, сколько нужно потратить средств на реализацию экономических реформ, анонсированных 1 марта президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию.

В послании 1 марта Путин заявил о новых целях по модернизации российской экономики, которые вскоре должны оформиться в новые «майские указы».  В следующие шесть лет, по словам президента, Россию ждет увеличение расходов на образование, здравоохранение, инфраструктуру и городскую среду. Они будут финансироваться за счет роста экономики, темпы которого должны превысить среднемировые за счет новых налоговых условий и наращивания инвестиций. В итоге экономика России должна войти в пятерку крупнейших в мире, поручил президент.

В обзоре «Россия после выборов», который подготовили экономисты Росбанка сказано, что затраты могут достичь 20,5 трлн руб. в период 2018–2024 годов. Из них, как подсчитал Росбанк, 8,4 трлн руб. придутся на развитие социальной и транспортной инфраструктуры, 5,2 трлн — на повышение качества здравоохранения, 3,6 трлн — на совершенствование образования и 3,4 трлн — на улучшение демографии.

Если расходы консолидированного бюджета останутся на уровне 34% от ВВП, то обеспечить такое финансирование не удастся, утверждают экономисты. Потребуется, по их мнению, бюджетный маневр в широком понимании, требующий четырех элементов — сокращения социальных расходов (на 7,8 трлн руб. за шесть лет), сокращения расходов на оборону (на 6 трлн руб.), увеличения доходов (на 4 трлн руб.) и ослабления бюджетного правила, которое позволит высвободить остающиеся 2,7 трлн руб. (450 млрд руб. ежегодно).

Действующее бюджетное правило устанавливает пороговую цену нефти в $40 за баррель в реальном выражении, доходы от нефти дороже этого уровня сберегаются в резервах и не могут направляться на текущие бюджетные расходы. Это правило слишком жестко лимитирует объем расходов, цену отсечения нужно повысить хотя бы до $45 за баррель, это позволило бы повысить бюджетные расходы только в этом году на 525 млрд руб.

Параметры перераспределения средств между расходными статьями бюджета эксперты взяли из программы Кудрина, поскольку считают, что она будет использоваться в будущих реформах. Кудрин предлагал снизить расходы на оборону и безопасность с 7,4 до 6,5% от ВВП, это сэкономит около 6 трлн руб. в 2018–2024 годах. Оптимизация социальных расходов за счет увеличения пенсионного возраста и перехода к адресному распределению субсидий сэкономит около 7,8 трлн руб.

При своевременной реализации экономических реформ несырьевую налоговую базу можно увеличивать на 2,5–3% ежегодно, что позволит получить еще 4 трлн руб. за шесть лет, оценивают в Росбанке. По подсчетам экспертов, положительный эффект от реформ будет отложенным и проявится не ранее, чем через 5–10 лет. Экономисты не поняли, каковы источники финансирования озвученных Путиным инициатив. Похожие цели президент ставил и в 2012 году, но часть из них не была достигнута.

Майские указы 2012 года сквозной темой прошли через третий президентский срок Владимира Путина. Первой задачей указа, пишет РБК, о долгосрочной экономической политике было заявлено увеличение численности «высокопроизводительных рабочих мест» (ВПРМ) в российской экономике до 25 млн к 2020 году. О содержании понятия можно спорить, но по методике, которую придумал Росстат, точкой отсчета были 17,5 млн ВПРМ по состоянию на 2013 год.

Показатель достиг пика в следующем году, но затем резко снизился и даже по итогам 2017 года не вернулся хотя бы на исходный уровень. Сейчас в российской экономике, по данным Росстата, чуть более 17 млн ВПРМ — до цели, поставленной президентом, осталось почти 8 млн, которые нужно создать (или обнаружить) за два года.

Еще дальше от реальности оказалась цель увеличить зарплаты россиян в реальном выражении (то есть с учетом инфляции) на 40–50% к уровню 2011 года. Если номинальные зарплаты в экономике выросли на 67,5% (2017 к 2011 году), то с поправкой на инфляцию рост средней зарплаты за тот же период составил всего лишь 9,2%. Сказался кризисный 2015 год, когда реальные зарплаты упали на 9%.

Если бы за целевой параметр были взяты не зарплаты, а реальные располагаемые доходы населения, все выглядело бы еще хуже: доходы падают четыре года подряд, от уровня 2011 года они снизились на 3,2%. О том, что инвестиции в основной капитал не удалось увеличить так, как планировали, Путин сообщал в послании Федеральному собранию. Ставилась задача довести их до 25% от ВВП, а затем и до 27%.

К началу 2018 года власти выполнили задачу по доведению средних зарплат бюджетников (врачей, медицинских работников, школьных учителей, преподавателей вузов, научных сотрудников, работников культуры и т.д.) до целевых уровней в 100–200% от средних трудовых доходов в регионах. Но оборотной стороной этого процесса стало сокращение соответствующих категорий бюджетников. Например, по преподавателям в сфере высшего профессионального образования сокращение штатов за время действия майских указов составило 23%, по соцработникам — 34%, по работникам культуры и научным сотрудникам — 24%.

Выполнение майских указов совпало со значительными проблемами в экономике. В 2012 году иссяк потенциал восстановительных посткризисных драйверов экономического роста, с 2013-го началось замедление экономики, а с 2014 года — нефтяной кризис и санкции, считает представитель АКРА Наталья Порохова. Так получилось, что бoльшая часть третьего срока Путина пришлась на годы, требующие мер антикризисной политики, а не мер развития.

Автор: Рифат Салимов